пятница, 28 января 2022 г.

Оценка как процесс коммуникации

Шри-Джаяварденепура. Это не заклинание, а название одного из старейших университетов Шри-Ланки. С 2015 года там действует годичная программа дополнительного образования по оценке. Меня периодически приглашают прочитать какую-нибудь лекцию ее участникам. В 2021 году попросили выступить на тему коммуникации в процессе оценки.

Коммуникацию обычно определяют как процесс передачи информации от одного человека (передатчика) к другому (приемнику) по разным каналам. Когда я готовилась к лекции, то поняла, что в процессе оценки я постоянно занимаюсь коммуникацией – с клиентами, членами команды оцениваемого проекта, благополучателями и другими заинтересованными сторонам. Причем как специалист по оценке я выступаю в качестве как приемника информации, так и передатчика.

Некоторые закономерности, о которых пишут в литературе по коммуникации, произвели на меня сильное впечатление. Например, соотношение 7—38—55: когда мы говорим человеку о чем-то, то 55% информации он воспринимает визуально, 38% — через тон нашего голоса, и всего 7% — через слова, по вербальному каналу. Или данные об эффективности восприятия информации: в среднем человек запоминает 10% того, что прочитал, 20% того, что услышал, 30% того, что увидел, 70% того, что обсуждал с другими людьми, и 95% того, о чем рассказывал другим людям.

Главные выводы, которые я для себя сделала:

  • Нужно как можно больше общаться с заказчиком в ходе оценки.
  • Нужно в ходе этого общения использовать как можно больше визуальной информации (графики, схемы, рисунки).
  • Нужно максимально вовлекать заказчика в процесс интерпретации полученных данных, обсуждение выводов и рекомендаций оценки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий