понедельник, 24 января 2022 г.

Где заканчивается мониторинг и начинается оценка?

В прошедшем году на конференции АСОПП я провела два базовых семинара: один про оценку, другой про мониторинг. Поэтому мне было важно найти вразумительное объяснение, где проходит граница между ними.

В книге «Оценка программ: методология и практика» (2009) даны следующие определения:

  • Мониторинг – это постоянный и систематический сбор информации о значениях заранее выбранных индикаторов для обеспечения руководителей и других заинтересованных сторон сведениями о том, насколько успешно выполняется программа или проект, в какой степени достигаются поставленные цели, и как используются выделенные ресурсы.
  • Оценка – это систематический сбор информации о деятельности в рамках программы или проекта, ее характеристиках и результатах, который проводится для того, чтобы вынести суждение о программе или проекте, повысить их эффективность и/или разработать планы на будущее.

Когда я готовилась к семинарам, то поняла, что эти определения мне не нравятся. Для начала слово «систематический» может иметь два значения: либо следующий определённой системе, либо постоянно повторяющийся, не прекращающийся. Кроме того, мониторинг, на мой взгляд, не исключает вынесения суждения о проекте или программе на основании полученных данных. Суждение – это основа управленческого решения. Мониторинг все-таки предполагает, что его результаты будут использоваться для принятия управленческих решений: если получаемые данные соответствуют ожиданиями, значит, все идет по плану и можно продолжать реализовывать этот план, если нет – значит, возможно, требуется корректировка плана. Я, конечно, видела проекты, в которых данные мониторинга собирались, но никак не анализировались до конца проекта, но так быть не должно.

Поразмыслив, я сформулировала для себя следующее определение: мониторинг – это сбор данных, который проводится в рамках реализуемых мероприятий/действий, то есть в зоне непосредственного контроля исполнителей проекта. Соответственно, мониторинг может измерить объем использованных ресурсов, объем выполненных действий и их непосредственные результаты. Информацию обо всех дальнейших изменениях, ради которых обычно и затевают социальные проекты, нужно будет собирать отдельно, поэтому эту работу, на мой взгляд, будет правильнее относить уже к оценке, даже если она будет проводиться силами сотрудников проекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий