суббота, 22 января 2022 г.

Обновленная модель человеческого капитала

Я уже второй год участвую в оценке годовых отчетов НКО, поданных на конкурс Форума Доноров «Точка отсчета». Оказалось, что это здорово стимулирует размышления на тему собственной практики в сфере оценки. Например, благодаря годовому отчету Благотворительной организации «Ночлежка» мне пришло в голову, что в модель человеческого капитала, которой я регулярно пользуюсь, нужно добавить еще один вид капитала – легальный.

«Моя» модель человеческого капитала – это адаптация модели, разработанной в 2003 году британскими специалистами Линдой Грэттон и Сумантрой Гошалом для бизнес-контекста. В их версии человеческий капитал складывался из интеллектуального, социального и эмоционального. Когда я попробовала применить эту модель в контексте социальных программ и проектов, стало понятно, что будет полезно добавить еще два элемента: экономический капитал и биологический капитал, который определяется в первую очередь состоянием здоровья человека.

Все элементы человеческого капитала тесно связаны друг в другом: возрастание или ослабление одного из элементов влияет на остальные элементы. Поэтому модель удобно использовать для анализа изменений, которые создают социальных проекты, или причин социальных проблем. Например, если человек приобретает хроническую болезнь, особенная стигматизируемую как ВИЧ, это негативно влияет на его эмоциональный капитал и может приводит к утрате социальных связей, то есть разрушению социального капитала. Программы, в рамках которых ВИЧ-положительным людям помогают принять диагноз и учат, как жить с ВИЧ, чтобы долго сохранять здоровье, увеличивают их интеллектуальный капитал, что часто приводит к восстановлению и увеличению и других элементов их человеческого капитала.

Благодаря отчету «Ночлежки» меня осенило, что наличие документов – тоже важный элемент человеческого капитала, а их утрата может оказать разрушительное влияние на весь человеческий капитал человека. И я добавила в модель блок, который назвала «легальным капиталом». Его элементы: наличие документов, удостоверяющих личность человека; наличие документов, подтверждающих право собственности. Думаю, еще важно иметь документы, подтверждающие получение образования и специальности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий