понедельник, 10 января 2022 г.

Суждение о ценности как основа для принятия решений

2021 год получился у меня очень насыщенным в профессиональном плане. Я сделала несколько оценок, много выступала на различных мероприятиях, участвовала в оценках заявок конкурсов «Лидеры корпоративной благотворительности» и «Точка отсчета», занималась общественной работой в рамках профессиональных объединений специалистов по оценке. В процессе у меня регулярно возникали какие-то идеи и маленькие открытия, но не было времени их зафиксировать. И вот решила использовать новогодние праздники, чтобы это сделать. В результате вышла серия из 19 заметок, которые буду выкладывать одну за другой.

Вот первая. Одним из важных инсайтов стало осознание, что классическое определение оценки – что это вынесение суждения о ценности программы или проекта на основании системно собранных данных – действительно хорошо описывает оценку как вид деятельности. Я консультант мониторингу и оценке, и поэтому всегда провожу внешнюю оценку. Поэтому для меня оценка, с точки зрения того, что я делаю, — это про разработку методологии, сбор и анализ данных, представление результатов заказчику. И много лет в качестве рабочего определения я использовала следующее: оценка – это комплекс аналитических мероприятий, которые должны дать ответы на вопросы лиц, принимающих решения, относительно оцениваемого проекта или программы.

Но, когда писала аналитический обзор по итогам «Лидеров корпоративной благотворительности», поняла, что, если не определить ценность реализованных проекта или программы, невозможно принять управленческое решение. Потому что, если проект оценивается как хороший, это открывает один спектр возможных управленческих решений, а если как плохой – совершенно другой.

Я думаю, специалистам по оценке важно помнить, что полномочиями выносить оценку как суждение о ценности программы или проекта обладает высшее руководство организации, которая реализует или финансирует данный проект. И руководители такие решения выносят постоянно, пусть даже неосознанно. Ведь если принимается решение о продолжении какого-то проекта, значит, принявший решение оценивает его положительно. И в каких-то ситуациях руководитель может делегировать проведение оценки внутренним или внешним специалистам. И наша ценность как специалистов по оценке для заказчика – в том, что мы умеем выносить суждение о ценности на основании данных, осознанно и обоснованно, и можем свое суждение внятно объяснить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий