понедельник, 16 апреля 2012 г.


Что такое счастье?

В одном старом детском фильме была фраза: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему». Я часто вспоминаю ее, когда читаю описания оцениваемых проектов, которые должны укрепить правительство или улучшить потенциал в какой-нибудь области. Как будет выглядеть, например, укрепленное правительство, авторы проектов обычно скромно умалчивают.

Операционализация целей, то есть превращение их в конкретные описания, на основании которых можно проводить измерения (пусть даже и очень примерные), - ахиллесова пята очень многих проектов. Поэтому я всегда радуюсь, когда в литературе встречаю удачные примеры операционализации различных высоких целей. У меня уже накопилась небольшая коллекция, которой я и хочу поделиться.

Начну со списка ключевых компетенций, который был создан в рамках проекта Совета Европы «Среднее образования в Европе». Создатели списка задались вопросом, как должен «выглядеть» выпускник школы, у которого есть шанс на успех во взрослой жизни. И решили, что в идеале к моменту окончания школы молодой человек должен уметь:
·         Учиться:
-          извлекать уроки из опыта;
-          систематизировать свои знания;
-          заниматься самообразованием;
-          решать задачи.
·         Находить информацию:
-          проводить поиск информации в базах данных;
-          консультироваться со знакомыми и друзьями;
-          консультироваться у экспертов;
-          работать с документами, в том числе оцениваться достоверность содержащейся в них информации.
·         Думать:
-          соотносить прошлые и настоящие события;
-          анализировать различные аспекты развития общества;
-          работать со сложными проблемами в условиях неопределенности и неполноты данных;
-          занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение;
-          понимать, как политическая и экономическая ситуация влияет на жизнь отдельных людей;
-          оценивать, как те или иные привычки и модели поведения влияют на здоровье человека, его уровень жизни, а также на окружающую среду;
-          оценивать произведения искусства и литературы.
·         Сотрудничать:
-          работать в группе;
-          принимать решения;
-          улаживать разногласия и конфликты;
-          договариваться с другими людьми;
-          выполнять договоренности.
·         Приниматься за дело:
-          включаться в проект;
-          нести ответственность;
-          войти в группу или коллектив и внести свой вклад;
-          доказать свою приверженность общему делу;
-          организовывать свою работу;
-          пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
·         Адаптироваться:
-          использовать современные информационные технологии;
-          приспосабливаться к быстро меняющимся условиям;
-          искать альтернативные пути решений возникающих проблем.

Мне про этот список в свое время рассказала учительница, которая участвовала в одном их оцениваемых проектов. И я использовала его, чтобы оценить, насколько изменились школьники в результате участия в проекте. Мы собрали учителей из разных школ, я раздала им этот список и попросила отметить те компетенции, которые, по их мнению, появились у их учеников. Ответы у всех получились очень близкие, что говорит, что разные люди интерпретируют описания компетенций примерно одинаково, так что их можно использовать при создании измерительных инструментов для оценки. Соответственно, данный список компетенций можно считать удачной операционализацией цели: «Дать детям шанс на успех во взрослой жизни».

Комментариев нет:

Отправить комментарий