вторник, 17 апреля 2012 г.


Что такое счастье? – 2

Продолжаю делиться своей коллекцией удачных примеров концептуализации благородных целей. В 1990-е американский Search Institute задался вопросом, что нужно, чтобы дети росли, не создавая проблем себе и окружающим. Специалисты института определи 40 факторов (или активов), присутствие которых помогает детям расти здоровыми и ответственными. В таблице приведен официальный перевод базового варианта списка факторов (не идеальный, но понятный, поэтому я не стала править). На сайте института есть варианты списков, адаптированные к различным возрастным группам (3-5, 5-9, 9-12 и 12-18 лет), правда, пока только на английском и испанском языках.


Категория
Факторы и их характеристика


В
Н
Е
Ш
Н
И
Е

Ф
А
К
Т
О
Р
Ы
Поддержка

1.     Поддержка семьи – Семейная жизнь дарит любовь и поддержку.
2.     Позитивное общение в семье – Молодой человек и его родители общаются позитивно; он или она готовы обращаться к родителям за советом.
3.     Общение с другими взрослыми – Молодой человек получает поддержку от трех или более взрослых, которые не являются его родителями.
4.     Заботливое окружение соседей – Ребенок приобретает опыт общения с заботливыми соседями.
5.     Благоприятный школьный климат – Школа проявляет заботу и создает стимулирующую обстановку.
6.     Участие родителей в учебном процессе – Родители активно помогают добиться успехов в школе.
Передача полномочий

7.     Общественность ценит молодежь – Молодой человек понимает, что взрослые ценят молодежь.
8.     Молодежь как ресурс – Молодым людям отводится важная роль в обществе.
9.     Оказание помощи другим – Молодой человек занимается общественной работой один час или более в неделю.
10.   Безопасность – Молодые люди чувствуют себя безопасно дома, в школе и на улице.
Ограничения и Ожидания

11.   Ограничения в семье – В семье установлены правила и последствия за их неисполнение. Семья знает, чем занят их ребенок.
12.   Ограничения в школе – Школа устанавливает правила и последствия за их нарушение.
13.   Ограничения в жилом районе – Соседи берут ответственность на себя смотреть за поведением молодых людей.
14.   Пример взрослых -  Родители и другие взрослые демонстрируют позитивное и ответственное поведение.
15.   Положительное влияние сверстников – Самые близкие друзья являются образцом в поведении.
16.   Высокие ожидания -  Родители и учителя поощряют стремление молодых людей к успехам.
Творческое использование времени

17.   Занятия творчеством – Молодые люди посвящают три часа и больше в неделю занятиям музыкой, другим видам искусства, посещают театр.
18.   Молодежные программы – Молодые люди проводят три часа и больше в неделю, занимаясь спортом, участвуя в работе кружков, школьных и других общественных организаций.
19.   Религиозное окружение – Молодые люди проводят час или больше в неделю в религиозном учреждении.
20.   Домашнее время – Молодые люди проводят несколько вечеров в неделю с друзьями.


В
Н
У
Т
Р
Е
Н
Н
И
Е

Ф
А
К
Т
О
Р
Ы


Обязательства в учебе
21.   Мотивация к достижениям – Молодой человек стремится преуспевать в школе.
22.   Вовлеченность – Молодые люди принимают активное участие в учебном процессе.
23.   Домашнее задание – Молодые люди тратят не меньше часа на выполнение домашнего задания в день.
24.   Привязанность к школе – Молодые люди проявляют заботу о своей школе.
25.   Чтение для удовольствия – Молодые люди с удовольствием проводят время за чтением книг не менее трех часов в неделю.
Позитивные ценности
26.   Попечение – Молодые люди придают большое значение заботе о других.
27.   Равенство и социальная справедливость – Молодые люди отстаивают равноправие и снижение уровня бедности.
28.   Целостность – Молодые люди действуют согласно своим взглядам и отстаивают свои убеждения.
29.   Честность – Молодые люди «говорят правду, даже если это нелегко».
30.   Ответственность – Молодые люди принимают на себя и несут персональную ответственность.
31.   Ограничение – Молодые люди понимают, что это очень важно не вступать в добрачные половые связи, не употреблять алкоголь и наркотики.
Социальное воспитание

32.   Планирование и принятие решений – Молодые люди знают, как планировать наперед и делать выбор.
33.   Межличностное общение – Молодые люди умеют сопереживать, сочувствовать и дружить.
34.   Межкультурное общение – Молодые люди имеют навыки общения с людьми различного культурного/расового/этнического происхождения.
35.   Умение противостоять – Молодые люди способны противостоять негативному давлению сверстников и избегать негативные ситуации.
36.   Решение конфликтов мирным путем – Молодые люди ищут пути мирного урегулирования конфликтов.
Позитивное восприятие себя
37.   Владение собой – Молодые люди ощущают, что он или она имеет контроль над «тем, что происходит со мной».
38.   Уверенность в себе – Молодые люди демонстрируют уверенность в себе.
39.   Чувство предназначения – Молодые люди осознают, что «моя жизнь имеет цель».
40.   Позитивное видение личного будущего – Молодые люди оптимистичны относительно своего личного будущего.

Исследования, проведенные Search Institute, показали, что чем больше из 40 факторов присутствует в жизни подростка, тем ниже вероятность, что у него будут проблемы с поведением, учебой, курением, употреблением алкоголя и наркотиков и т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий