понедельник, 10 августа 2020 г.

«Открытые» программы

В последнее время мне регулярно попадаются программы, которые организуют серии связанных между собой мероприятий, но при этом не настаивают, и даже не ожидают, что конкретный благополучатель пример участие во всех мероприятиях серии. Например, организация проводит серию тренингов личностного роста, где у каждого отдельного тренинга есть своя отдельная тема, но при этом организатор принципиально не пытается связать потенциальных участников, для которых серия организована, хотя бы моральным обязательством посетить все занятия. Но одновременно организаторы ожидают, что у всех, кто их тренинги посетил, будут какие-то изменения в ожидаемом организаторами направлении.

Думаю, такие программы можно называть «открытыми», так как они постоянно открыты для потенциальных участников. Важным следствием такой открытости является то, что может быть множеств траекторий, по которым благополучатели проходят такую программы. Например, если в рамках программы проводится серия из десяти тренингов, то могут быть люди, которые участвовали во всех десяти, но кто-то, возможно, сходит только на первый, пятый и седьмой тренинги, а кто-то только на девятый.

Каким образом можно подойти к измерению (и планированию) воздействия такой программы на ее участников? На мой взгляд, в такой программе каждое мероприятие нужно рассматривать как отдельный проект со своими ожидаемыми результатами: изменениями в знаниях, навыках и эмоциональных установках участников. И нужно понимать, как изменения в результате каждого конкретного мероприятиях связаны с ожидаемыми результатами программы в целом.

Особое значение приобретает операционализация результатов типа «социальная адаптированность», «личностный рост» или «ресурсность семьи», потому что только при высоком уровне «распаковки» таких понятий можно объяснить, какой вклад в повышение «социальной адаптированности» может внести одно конкретное мероприятие.

Кроме того, в «открытых» программах важно измерять непосредственный эффект на участников от каждого мероприятия, потому что после его окончания любой участник может пропасть для организатора навсегда. Соответственно, возникают задачи сбора данных на входе и выходе с мероприятия, чтобы зафиксировать полученные изменения. Например, это может быть анкета, которую нужно заполнить при регистрации на мероприятие, и анкета, которую участника просят заполнить в конце мероприятия. 

И, конечно же, нужно отслеживать траектории и накопление результатов каждым конкретным участником.

Комментариев нет:

Отправка комментария