воскресенье, 17 марта 2019 г.

Оценка vs аудит эффективности


Я на волонтерских началах веду страницу Глобального движения парламентариев за использование оценки в госуправлении, поэтому регулярно отслеживаю, кто и как использует оценку в госсекторе. На днях с удивлением обнаружила, что Счетные палаты тоже делают оценку, а не только аудит эффективности.

Оказалось, что в рамках Международной организации высших органов аудита (INTOSAI), членами которой являются Счетные палаты 194 стран мира – включая Россию, с 1992 года действует Рабочая группа по оценке программ. Сейчас в нее входят Счетные палаты 22 стран. В 2016 году группа опубликовала «Руководство по оценке государственных политик». В этом документе очень изящно разведены понятия оценки и аудита эффективности.

Согласно стандарта Международной организации высших органов аудита ISSAI 300 «Основополагающие принципа аудита эффективности», данный вид аудита представляет собой независимую, объективную и достоверную проверку деятельности правительства на предмет ее соответствия принципам (критериям) экономичности, эффективности и результативности. Принцип экономичности требует минимизации затрат: используемые ресурсы должна приобретаться по лучшей цени и поставляться в нужное время, в нужно объеме и нужного качества. Принцип эффективности относится к отношению непосредственных результатов работы правительства к понесенным затратам и требует максимальной отдачи от использования ресурсов. Принцип результативности предполагает достижение запланированных результатов.

«Руководство по оценке государственных политик» признает, что при проведении оценки политик также используют критерии экономичности, эффективности и результативности. Но, согласно «Руководству», оценка смотрит на оцениваемую политику (или программу) шире. При проведении оценки используются еще два критерия: соответствие потребностям целевых групп политики (программы) и, главное, общая полезность политики с учетом ее запланированных и незапланированных результатов, причем как непосредственных, так и опосредованных. То есть критерий «полезности» (utility) по сути совпадает с критерием «влияния/социального воздействия» (impact), который обычно используют при проведении оценки, но слово «полезность» мне нравится больше.

Помимо описания соотношения между аудитом эффективности и оценкой, в «Руководстве» есть еще несколько интересных моментов:
  • Результаты политики нужно измерять с помощью как количественных, так и качественных показателей.
  • Измерять нужно не только «объективные» результаты, но и «субъективные», то есть, по сути, нужно учитывать мнение различных заинтересованных сторон, затрагиваемых оцениваемой политикой.
  • Оценка должна отслеживать цепочки результатов/изменений, инициируемый применением политики.
  • При проведении оценки политик Счетные палаты (и подрядчики, которым они могут заказывать проведение оценки) должны активно сотрудничать с широким кругом заинтересованных сторон – вплоть до совместного принятия решений о методологии оценки.



Комментариев нет:

Отправить комментарий