воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Оценка с участием детей


Недавно я стала консультантом двух исследовательских проектов НКО, которые выиграли конкурс Фонда Тимченко «Голос ребенка: дети как эксперты опыта». Одно из требований к этим проектам – включение детей в процесс исследования, в нашем случае – оценочного или, проще говоря, оценки.

А можно ли вообще включать детей в процесс оценки и с какого возраста дети могут участвовать в оценке? Судя по литературе, при использовании инструментов, дружественных к детям, дети могут участвовать в обсуждении и анализе своего опыта с 6 лет. После 10 лет дети могут также участвовать в оценке в качестве соисполнителей, например, фасилитировать групповые упражнения. У меня есть собственный – успешный - опыт работы в ходе оценки с подростками от 14 лет.

Каким образом можно включать детей в оценку? Походов множество. Основные приведены в таблице ниже. При ее изучении важно учитывать, что представленные модели нельзя выстроить по одной линии по степени вовлеченности детей, и границы между некоторыми моделями достаточно условны.
Модель участия детей в процессе оценки
Особенности модели
Дети полностью исключены из процесса оценки
В качестве источника информации об опыте детей в рамках проекта используют их законных представителей.
Номинальное участие
Детей используют в качестве источника информации. Но для сбора информации используют инструменты, которые жестко ограничивают возможности ребенка выразить свое мнение относительно проекта (например, анкеты, предполагающие выбор из нескольких вариантов ответа).
Инструментальное участие
Детей привлекают как помощников в процессе сбора информации – они проводят анкетирование других детей.
Партнерское участие
Как минимум у детей есть возможность активно участвовать в обсуждении опыта своего участия в проекте. Используются методы сбора информации, дружественные к детям.
Дети как соисполнители оценки
Оценку проводит команда, в состав которой входят как взрослые специалисты по оценки, так и дети-благополучатели проекта. Члены команды вместе принимают решения относительно процесса оценки.
Дети сами проводят оценку проекта
Дети-благополучатели проекта самостоятельно выполняют все этапы оценки – от постановки задачи до предоставления результатов оценки.
Интеграция оценки в процесс работы детских объединений как основы для принятия коллективных решений
Коллективные решения о том, что делать дальше, принимаются детьми на основе результатов коллективной рефлексии результатов реализации предыдущих решений.



Комментариев нет:

Отправить комментарий