Я на волонтерских началах веду страницу Глобального движения
парламентариев за использование оценки в госуправлении, поэтому регулярно
отслеживаю, кто и как использует оценку в госсекторе. На днях с удивлением обнаружила,
что Счетные палаты тоже делают оценку, а не только аудит эффективности.
Оказалось, что в рамках Международной организации высших
органов аудита (INTOSAI),
членами которой являются Счетные палаты 194 стран мира – включая Россию, с 1992
года действует Рабочая группа по оценке программ. Сейчас в нее входят Счетные
палаты 22 стран. В 2016 году группа опубликовала «Руководство по оценке
государственных политик». В этом документе очень изящно разведены понятия оценки
и аудита эффективности.
Согласно стандарта Международной организации высших органов аудита ISSAI 300 «Основополагающие принципа аудита
эффективности», данный вид аудита представляет собой независимую, объективную и
достоверную проверку деятельности правительства на предмет ее соответствия принципам
(критериям) экономичности, эффективности и результативности. Принцип экономичности требует минимизации
затрат: используемые ресурсы должна приобретаться по лучшей цени и поставляться
в нужное время, в нужно объеме и нужного качества. Принцип эффективности относится к отношению непосредственных результатов
работы правительства к понесенным затратам и требует максимальной отдачи от
использования ресурсов. Принцип результативности
предполагает достижение запланированных результатов.
«Руководство по оценке государственных политик» признает,
что при проведении оценки политик также используют критерии экономичности,
эффективности и результативности. Но, согласно «Руководству», оценка смотрит на
оцениваемую политику (или программу) шире. При проведении оценки используются еще
два критерия: соответствие потребностям
целевых групп политики (программы) и, главное, общая полезность политики с учетом ее запланированных и незапланированных
результатов, причем как непосредственных, так и опосредованных. То есть критерий
«полезности» (utility) по
сути совпадает с критерием «влияния/социального воздействия» (impact), который обычно используют при
проведении оценки, но слово «полезность» мне нравится больше.
Помимо описания
соотношения между аудитом эффективности и оценкой, в «Руководстве» есть еще несколько
интересных моментов:
- Результаты политики нужно измерять с помощью как количественных, так и качественных показателей.
- Измерять нужно не только «объективные» результаты, но и «субъективные», то есть, по сути, нужно учитывать мнение различных заинтересованных сторон, затрагиваемых оцениваемой политикой.
- Оценка должна отслеживать цепочки результатов/изменений, инициируемый применением политики.
- При проведении оценки политик Счетные палаты (и подрядчики, которым они могут заказывать проведение оценки) должны активно сотрудничать с широким кругом заинтересованных сторон – вплоть до совместного принятия решений о методологии оценки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий