Начинаю очередную оценку для одного из агентств ООН. По
правилам агентства, при проведении оценки создают консультативную группу, в
которую входят представители национальных государственных и негосударственных
структур, имеющих отношение к оцениваемому проекту или программе. Члены группы должны
быть хорошо знакомы с местной ситуаций и программой, и могут помочь внешним
специалистам по оценке выбрать все нужные источники информации и потом
корректно интерпретировать собранные данные и выработать полезные рекомендации.
Поэтому членов группы просят изучить и дать обратную связь на Техническое задание
(ТЗ) на проведении оценки, на документ, описывающий методологию проведения
оценки, и, наконец, на отчет о результатах оценки.
Идея хорошая, но на практике возникают проблемы, потому что
оценка – это отдельная профессиональная область со своей терминологией, с
которой члены консультативной группы часто сталкиваются в первый раз. И вот они
с ходу получают ТЗ, в котором описаны цели оценки, критерии оценки, вопросы
оценки, к которым на следующем этапе добавляются еще и оцениваемые допущения. И
времени на прямое общение с членами консультативной группы специалистам по
оценка дают минимум. Поэтому я каждый раз пытаюсь придумать, как быстро объяснить
людям, что все, что написано в ТЗ, не куча-мала из слов, а стройная конструкция,
описывающая механизм проведения оценки. В этот раз я придумала, что можно
говорить о «дереве вопросов оценки».
Уверена, многие знакомы с таким инструментом проектного
менеджмента, как дерево целей или задач. Есть шутка: «Может ли человек съесть
слона? – Может, но по кусочкам». Дерево
целей как раз это и делает: последовательно делит одну большую и сложную задачу
на множество небольших. Число уровней в таком дереве в принципе не ограничено,
хотя литература по проектному менеджменту рекомендует не делать больше двадцати
уровней.
Оценку проекта также можно рассматривать как проект. В
моем случае общей целью данного проекта является «обеспечить подотчетность», «вынести
уроки из полученного опыта и дать рекомендации на будущее». «Обеспечить
подотчетность» - это подстрочный перевод английского словосочетания, которое
означает, что оценка должна проверить, в какой степени реализация оцениваемой
программы соответствовала правилам, принятым в агентстве. Соответственно, эту цель
оценки можно сформулировать в виде вопроса: «Насколько реализация программы соответствовала
внутренним правилам агентства?»
А внутренние правила говорят, что программы агентства
должны соответствовать потребностям стран, где агентство работает, и стратегии
самого агентства, отсюда критерий «relevance - релевантность», который на русский обычно переводят
как «актуальность». Кроме того, программы должны достигать запланированных
результатов (результативность), эффективно используя имеющиеся ресурсы
(экономическая эффективность). А реализующий программы страновой офис должен
обеспечить сохранение положительных эффектов, полученных благодаря программе и
после ее окончания (устойчивость), и активно координировать свою работу с
другими агентствами ООН, работающими в стране (скоординированность работы в
рамках становой команды). Соответственно, критерии оценки также переводятся в
вопросы: «Насколько актуальной была программа?», «Насколько результативной была
программа?» и т.д.
На следующем уровне детализации вопросы появляются уже в
явном виде. Например, под критерием «актуальность» в ТЗ могут быть вопросы типа
«Насколько программа соответствовала стратегическим планам агентства?», «Насколько
программа соответствовала потребностям целевых групп?» и т.п. А под критерием «результативность»
- «Насколько своевременно были реализованы запланированные мероприятия программы?»,
«В какой степени реализованные мероприятия способствовали достижению
запланированных результатов программы?» и т.д.
В моем случае на этапе дизайна оценки нужно проводить дальнейшую
детализацию, потому что программа работала одновременно в нескольких
тематических областях. В агентстве этот уровень называют «оцениваемыми
допущениями». Допущение – это, по сути, описание, как в том или ином аспекте
должна была работать программа или ее исполнители. И для каждого вопроса оценки
нужно определить набор соответствующих допущений. И затем для каждого допущения
нужно определить источники и методы сбора и анализа информации. Например, для вопроса
«Насколько своевременно были реализованы запланированные мероприятия программы?»
целесообразно сформулировать допущения, что «Были своевременно реализованы запланированные
мероприятия в тематической области А», «Были своевременно реализованы запланированные
мероприятия в тематической области В», и т.п. Но все эти допущения можно представить
и в виде вопросов, например, «Насколько своевременно были реализованы запланированные
мероприятия в тематической области А?». Кстати, в другом агентстве это уровень
детализации называют «уточняющими вопросам».
Таким образом, первый этап оценки можно рассматривать как
построение «дерева вопросов», когда от общих вопросов переходят в более
конкретным, чтобы затем можно было корректно – и понятно для неспециалистов - разработать
методологию оценки.
Пример Дерева вопросов оценки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий