Я недавно выступала на мероприятии, посвященном социальному
проектированию. Спикер, выступавший передо мной, в общих чертах освещал весь цикл
социального проектирования – от постановки цели до оценки, а я затем должна была
подробнее рассказать об оценке. И когда этот спикер в своей презентации дошел
до этапа оценки, он сказал, что есть несколько видов оценки, а именно:
общественная экспертиза, общественные слушания и социальный аудит, то есть верификация
результатов проекта внешним независимым специалистом. И добавил, что социальных
аудиторов в России пока нет, и нужно развивать эту профессию с нуля. Поэтому
свое выступление я начала с того, что социальные аудиторы вообще-то уже есть, и
я один из них, вот только называемся мы специалистами по оценке социальных
программ и проектов.
Изначально оценка использовалась именно как социальный аудит
– для внешней верификации достижения ожидаемых результатов проектов, реализуемых
на грантовые средства. Тогда почему она называется оценкой, а не аудитом? Все
дело в стечении обстоятельств.
Одним из первых толчков к появлению оценки социальных
проектов как профессии стало требование о проведении внешней оценки проектов в
сфере школьного образования, получивших федеральные гранты, включенное в Закон
о начальном и среднем образовании, который был принят в США в 1965 году. При
принятии этого закона сошлось несколько звезд. Закон был принят в рамках «Войны
с бедностью», объявленной президентом Линдоном Джонсоном. Джонсон был убежден,
что образование – самый эффективный социальный лифт, так как именно образование
позволило ему, выходцу из бедной семьи, построить блестящую карьеру. И поэтому
он инициировал программу федеральных грантов на проекты, которые были призваны
улучшить качество школьных знаний, получаемых детьми из бедных семей. Запуск и
работу этой программы как раз и должен был регулировать Закон о начальном и среднем
образовании.
Инициатором включения в этот закон требования о проведении
оценки проектов был сенатор Роберт Кеннеди. Он опасался, что школы потратят
деньги впустую, не принеся никакой пользы детям из бедных семей. И искал механизм,
который бы позволил проконтролировать, достигаются ли результаты образовательных
проектов, получивших федеральное финансирование.
И этот механизм ему помог найти Ральф Тайлер, к тому времени
уже знаменитый ученый, работавший в сфере образования. Еще в 1949 году в книге «Базовые
принципы формирования учебных планов и преподавания» (Basic Principles of
Curriculum and Instruction) Тайлер писал, что нужно ставить образовательные цели,
планировать и затем оценивать их достижение, и использовать результаты оценки
для совершенствования процесса обучения. Тайлер использовал слово «evaluation» (оценка), и именно
оно и было использовано в законе.
Достаточно быстро требование о проведении «evaluation» (оценки) распространилось и
на другие проекты в социальной сфере, финансируемые из федерального бюджета. Соответственно,
возник спрос на ее проведение, и началось активное развитие оценки как
профессии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий