Недавно
я стала консультантом двух исследовательских проектов НКО, которые выиграли
конкурс Фонда Тимченко «Голос ребенка: дети как эксперты опыта». Одно из
требований к этим проектам – включение детей в процесс исследования, в нашем
случае – оценочного или, проще говоря, оценки.
А можно ли вообще
включать детей в процесс оценки и с какого возраста дети могут участвовать в
оценке? Судя по литературе, при использовании инструментов, дружественных к
детям, дети могут участвовать в обсуждении и анализе своего опыта с 6 лет.
После 10 лет дети могут также участвовать в оценке в качестве соисполнителей,
например, фасилитировать групповые упражнения. У меня есть собственный –
успешный - опыт работы в ходе оценки с подростками от 14 лет.
Каким образом можно
включать детей в оценку? Походов множество. Основные приведены в таблице ниже.
При ее изучении важно учитывать, что представленные модели нельзя выстроить по
одной линии по степени вовлеченности детей, и границы между некоторыми моделями
достаточно условны.
Модель участия детей в процессе оценки
|
Особенности модели
|
Дети полностью исключены из процесса оценки
|
В качестве источника информации об опыте детей в рамках проекта
используют их законных представителей.
|
Номинальное участие
|
Детей используют в качестве источника информации. Но для сбора
информации используют инструменты, которые жестко ограничивают возможности
ребенка выразить свое мнение относительно проекта (например, анкеты,
предполагающие выбор из нескольких вариантов ответа).
|
Инструментальное участие
|
Детей привлекают как помощников в процессе сбора информации – они
проводят анкетирование других детей.
|
Партнерское участие
|
Как минимум у детей есть возможность активно участвовать в обсуждении
опыта своего участия в проекте. Используются методы сбора информации,
дружественные к детям.
|
Дети как соисполнители оценки
|
Оценку проводит команда, в состав которой входят как взрослые
специалисты по оценки, так и дети-благополучатели проекта. Члены команды
вместе принимают решения относительно процесса оценки.
|
Дети сами проводят оценку проекта
|
Дети-благополучатели проекта самостоятельно выполняют все этапы
оценки – от постановки задачи до предоставления результатов оценки.
|
Интеграция оценки в процесс работы детских объединений как основы для
принятия коллективных решений
|
Коллективные решения о том, что делать дальше, принимаются детьми на
основе результатов коллективной рефлексии результатов реализации предыдущих
решений.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий